Динамика количества и стоимости сделок на квартирном рынке Эстонии в период 2016-2018*
В марте этого года в Эстонии продали 2131 квартиру, что на 14% меньше, чем год назад в этом же месяце, но на 7,1% больше, чем в феврале. В результате сезонного развития рынка недвижимости Эстонии в марте ожидается рост активности рынка, что будет наблюдаться в аналогичной тенденции ежегодно. По сравнению с предыдущим годом можно было ожидать также снижения сделок на рынке, в основном из-за структуры сделок, совершенных в марте прошлого года.
Из-за относительно продолжительной активной продажи новых квартир влияние таких сделок на статистику рынка квартир постоянно увеличивается. В марте 2017 года в Таллинне продали 979 квартир, из которых около 35% было в новостройках. Из этих новых квартир, в свою очередь, почти 15% приходилось на сделки, которые классифицируются как беспошлинные рыночные сделки, т. е. операции, осуществляемые связанными между собой сторонами. Что касается такой блочной сделки, то это был разработчик, который перенес квартиры одного и того же проекта развития от одного юридического лица к другому для.
Несмотря на известные беспошлинные сделки на рынке, в марте в Эстонии провели на 12% меньше сделок, чем год назад, что все еще можно считать сильным падением. Последнее также возникло из структуры продажи новых квартир, в которой после завершения строительства нескольких многоквартирных домов, расположенных в спальных районах Таллинна в прошлом году, быстро завершили сделки в марте прошлого года, в основном, в четырех крупных проектах развития в Ласнамяэ, Хааберсти и Мустамяэ.
Из-за высоких базовых значений рост рынка квартир замедлился в Эстонии в целом, а продажи новых квартир продолжали расти в Таллинне, рост продолжился и в Тарту, но в более замедленном темпе. Все больше и больше в части увеличения числа сделок возникает город Пярну, где, как и в других более мелких городах Эстонии, дальнейшему росту вторичного рынка препятствует уменьшающееся количество предложений, что компенсируется растущим числом новых проектов развития.
В контексте сделок с квартирами, проведенных в марте 2018 года, средняя цена составила 1,333 €/м2. По сравнению с февралем уровень цен возрос на 0,2%, и по сравнению с мартом прошлого года - на 10%. По итогам года рост цен был самым быстрым в Тарту (+15,7%) и Пярну (+15,6%), тогда как в Таллинне уровень цен возрос на 4,3% в основном за счет роста цен на новые квартиры. Помимо влияния новых квартир на статистику цен крупных центров, типовые квартиры в Таллинне в первом квартале 2018 года, построенные в период 1940-1990 годов, выросли в ценовом исчислении на 6,9%, в Тарту - на 1,3%, а в Пярну - на 18%. В Таллинне рост цен остался на том же уровне, что и год назад, в то время как рост цен в Тарту из-за снижения доли покупателей в возрасте 25-35 лет замедлился. В Пярну в течение длительного периода времени наблюдается рост цен примерно на 10%, который за последние несколько месяцев начал притормаживаться.
Прежний более быстрый, в сравнении с новыми квартирами, рост цен на типовые квартиры снижается. Рост цен на новые квартиры затормозил увеличение предложений, прежде всего, из-за возросшей строительной активности. Давление на спрос на типовые квартиры и возникающие в результате этого колебания цен оказали инвестиции в арендную недвижимость и более молодые потребители, которые создают отдельные домохозяйства и приобретают свой первый дом. В целом цены на жилье на рынке жилой недвижимости снизились до уровня, аналогичного уровню покупательной способности населения, период сильного роста в значительной степени закончился, и значительного снижения доступности недвижимости уже не ожидается. Шведский рынок недвижимости является пассивным, но потенциальное негативное влияние уменьшилось, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и в ближайшем будущем следует сосредоточить внимание на жизни эстонских экспортных компаний и политике процентных ставок Европейского центрального банка.
В части менее активных уездов почти везде активность сделок наблюдается на уровне, аналогичном уровню предыдущего года, поскольку спрос в течение длительного времени превышал предложение. Количество предложений неуклонно сокращалось, и их структура ухудшалась, за исключением Ида-Вирумаа. Последнее ежемесячно характеризует временная статистика цен, где, например, в марте как в Вильяндиском, так и Йыгеваском уездах фактически было совершено столько же сделок, как и год назад, тогда как уровень цен возрос на 52% и 31% соответственно. Чем меньше остается предложений, тем более растет давление на рост цен, и все больше и больше людей передвигается из более крупных центров в более мелкие в поисках более доступных предложений в поселках и деревнях. Как для аренды, так и для покупки стали искать квартиры также и на социальном и экономическом уровнях в довольно отстающих районах, где всего несколько лет назад никто бы не захотел жить. На последнее в первую очередь влияют улучшенные региональные условия на рынке труда.
В небольших городах активно ищутся подходящие участки для развития, но основным препятствием является доступность заемных средств на инициирование проектов, для которых, как ожидается, развитие недвижимости не улучшит условия получения кредитов. Объем кредитов, выданных с помощью альтернативных методов финансирования, таких как единое софинансирование, в ближайшем будущем будет расти вне Таллинна. При возведении коммерческих и производственных зданий с помощью кредита в небольших центрах Эстонии необходимо увеличить поручительство со стороны государственного сектора, а также объем пособий, субсидируемых региональными предпринимателями.
Параллельно с ростом рынка квартир, начало весны привело к росту рынка жилья, который ожидался почти везде в Эстонии. Тем не менее, на рынке жилья за последние несколько лет тяжелая участь постигла последовательно все похожие тенденции, такие как рынок квартир. Главная проблема заключается в непрерывном снижении предложений как в крупных, так и в меньших центрах и в плохой структуре существующего предложения. Большое количество предлагаемых активов по своей цене не соответствует рыночной стоимости, но поскольку большинство покупателей отдельных домов используют банковский кредит для совершения покупки, сделки часто уходят из-за большой разницы между рыночной стоимостью и ценой предложения. Основная часть предложений находится в довольно плохом состоянии из-за внутренней отделки, в то время как покупатели получили бы кредит для покупки дома, но у них не остается больше денег для ремонта.
Кроме того, более старые жилые здания часто подвергались незаконным, по действующему строительному законодательству, строительным работам, которые требуют узаконивания задним числом, но банки зачастую не хотят финансировать такие активы. Спрос на качественно построенные и оптимальные по площади новые разработки неуклонно повышался, но из-за высокой стоимости строительства разработчики не могут предлагать такие отдельные дома по разумной цене. Наряду с удорожанием квартир и слабым предложением рынка жилья параллельно неуклонно рос рынок рядных домов, прежде всего, в ближайших окрестностях Таллинна и Тарту. В ближайшие месяцы продолжится активное перемещение покупателей с рынка квартир на рынок жилой и рядной недвижимости, в то время как можно отметить в качестве альтернативы более высокую ликвидность более крупных квартир и жилых участков по причине слабой структуры рынка жилья.
Комментарии